Сочи, Курортный пр. 108/6
Мед. лицензия
Л041-01126-23/00322146
с 8:00 до 20:00, ежедневно
Свяжитесь с нами
Свяжитесь с нами

Задержка психического развития (ЗПР)

Задержка психического развития (ЗПР) у детей – это не приговор и не окончательное медицинское заключение, с которым придется свыкнуться до конца жизни. Современные технологии, опыт врачей, психологические методики и комплексный подход к решению проблемы позволяют корректировать психические функции ребенка. Если вашему ребенку поставили диагноз ЗПР, это не повод отчаиваться и думать о том, что малыш не сможет адаптироваться в социальной сфере и вести активную жизнь наравне с ровесниками. Своевременное обращение к специалистам поможет решить проблемы с ЗПР.

Если вас беспокоит поведение вашего ребенка, вы заметили отклонения от возрастной нормы, приглашаем посетить детский нейро-реабилитационный центр «Импульс». Здесь работают опытные неврологи, психологи, коррекционные педагоги и другие специалисты, которые совместными усилиями решают проблемы в области задержки психоречевого развития детей. В результате совместных мероприятий ребенок сможет «догнать» своих сверстников и развиваться в соответствии с возрастными нормами

Задержка психического развития
Режим работы
с 8:00 до 20:00
Телефон
Записаться

Что такое ЗПР?

ЗПР расшифровывается как задержка психического развития. Зачастую данное состояние предполагает задержку формирования речи, в числе прочего. Термин не является медицинским диагнозом, скорее относится к педагогической характеристике развития ребенка. Если в ходе осмотра врача будет сделано заключение о наличии у малыша ЗПР, это будет указывать на то, что уровень развития высших психических функций ребенка не соответствует норме.

По статистике около 20% первоклассников в России испытывают определенные трудности с освоением школьной программы. Это, как правило, указывает на то, что к возрасту 7 лет дети не освоили необходимые возрастные навыки. ЗПР, вызванное социально – психологическими причинами, поддается коррекции и лечению, если меры будут приняты своевременно.

Важно выявить это состояние до 6-7 лет, чтобы своевременно начать работу.

Биологические и социально-психологические причины возникновения задержки развития

Выделяют две основные причины ЗПР у детей:

1. Социально-психологическая.
В данном случае не наблюдается нарушений в развитии головного мозга. Задержка развития возникает вследствие неблагополучной обстановки, в которой растет и воспитывается малыш (недостаток внимания, общения, грубое обращение). ЗПР происходит исключительно на психологическом уровне. Таким детям очень трудно обучаться, общаться со сверстниками, приспосабливаться к социуму. При ранней правильной диагностике и коррекции окружающей обстановки у малыша есть высокие шансы избавиться от расстройства и развиваться наравне с другими детьми.

2. Биологическая.
Дети с таким диагнозом имеют врожденные или приобретенные расстройства головного мозга. Ребенок может жить и воспитываться в условиях благополучной семьи и иметь все возможности для полноценного развития. Для лечения используются различные коррекционные методики, которые позволяют достичь очень хорошего прогресса в развитии ребенка. Однако некоторые особенности могут сохраниться в течение жизни.

Сложно выявить какую-либо единственную причину, по которой возникает ЗПР у ребенка. Требуется детальное обследование в каждом случае. Необходимо также учитывать, как протекал процесс беременности у матери. На характер недуга и его степень могут повлиять такие факторы, как:

  • инфекционные заболевания во время беременности;
  • краснуха, грипп;
  • хронические заболевания матери;
  • токсикоз на позднем сроке беременности;
  • вредные привычки;
  • несовместимость резус-фактора мамы и малыша;
  • травмы, полученные во время родов.

Каждый случай расценивается как индивидуальный и требует особого подхода. Только комплексное обследование у квалифицированных специалистов поможет установить причину, степень тяжести задержки развития и определить программу коррекции.

Виды ЗПР

Принято различать четыре вида несформированности психических функций, каждый из которых характеризуется особенностями течения болезни:

1. Конституциональный тип (психический инфантилизм).
Данный вид нарушения больше характеризуется не как болезнь, а как нарушение и задержка в формировании эмоционально-волевой составляющей, которая влияет на развитие и способности ребенка. Диагностировать конституциональный тип ЗПР можно даже в самом раннем возрасте ребенка. На наличие заболевания указывают характерные признаки:

  • несамостоятельность;
  • ощущение беспомощности при отсутствии рядом родителей;
  • трудности адаптации в незнакомой среде или обществе;
  • частые перепады настроения;
  • выраженная эмоциональная лабильность

Визуально достаточно сложно отличить обычного ребенка от малыша, у которого имеется конституциональный тип ЗПР. Такие дети выглядят активными, у них нет проблем с задержкой речи, они хорошо усваивают информацию. При этом по уровню эмоционального развития они менее зрелые, чем сверстники. С возрастом эта особенность может исчезнуть.

2. Соматогенный тип.
Данный вид заболевания влияет на состояние здоровья ребенка с самого раннего возраста. У малышей нередко диагностируются частые простуды, аллергические реакции, нарушения в работе сердца и сосудов. Для таких детей разрабатывают индивидуальный режим дня, ограничивают в спортивной деятельности. Характерными признаками соматогенного типа заболевания являются:

  • отсутствие концентрации внимания;
  • быстрая утомляемость от физической и умственной активности;
  • нежелание познавать окружающий мир;
  • низкая физическая активность;
  • повышенная тревожность;
  • невозможность самостоятельно принимать решения;
  • заниженная самооценка.

Данный вид задержки развития поддается лечению и коррекции при надлежащих условиях воспитания, снижения уровня постоянной опеки родителей над ребенком.

3. Психогенный тип.
Часто диагностируется у детей, которые воспитываются в неблагополучных семьях. Нездоровый эмоциональный фон, насилие и конфликты в семье становятся основными причинами нарушений развития личности ребенка. Типичные признаки:

  • излишняя застенчивость;
  • страх выражать эмоции;
  • частая смена настроения;
  • страх перед незнакомой обстановкой.

Ребенок, который растет в условиях конфликтной ситуации в семье, очень трудно адаптируется к социуму и практически не находит взаимопонимания со сверстниками. Крайне важно создать комфортные условия для воспитания ребенка, может потребоваться помощь психолога не только ребенку, но и родителям.

4. Церебрально-органический тип.
В отличие от вышеописанных, данный вид задержки психического развития связан с повреждениями центральной нервной системы. При этом функции головного мозга нарушены минимально, поэтому у ребенка есть все шансы на полноценную адаптацию в обществе. Основными факторами, вызывающими задержанное развитие, считаются:

  • сложные роды;
  • черепно-мозговые травмы;
  • инфекционные заболевания во время беременности.

Как ставится диагноз

Потребуется заключение врачей, психологов и педагогов, чтобы определить точные причины возникновения и выявить особенности течения ЗПР. Диагноз подтверждается или опровергается после анализа условий жизни, истории родов и комплексной диагностики, которая включает:

  • сбор анамнеза;
  • обследование психолога;
  • беседу с родителями;
  • беседу с ребенком, наблюдение за ним;
  • оценку восприятия инструкций на слух, понимания речи;
  • оценку эмоциональных реакций, способности совершать действия, требующие волевого усилия;
  • генетические, метаболические, молекулярные анализы.

На основе полученных результатов комиссия составляет программу лечения и коррекции ЗПР у ребенка.

Симптомы и признаки у детей разного возраста

В разный период времени, в зависимости от возраста ребенка, задержка психического развития может проявляться совершенно по-разному. Характер нарушений и методики коррекции ЗПР также могут варьироваться с учетом индивидуальных особенностей ребенка и условий его воспитания и проживания.

Возраст 2 года

Уже в самом раннем возрасте родители могут обратить внимание на отклонения в поведении ребенка по тем или иным признакам. К примеру, малыш совсем не говорит, не реагирует на просьбы, не концентрирует внимание на предмете, не умеет держать самостоятельно ложку, не выполняет простые просьбы. При выявлении таких симптомов рекомендуется показать ребенка педиатру. Возраст 2 года считается самым благоприятным для начала коррекции.

К 2 годам у ребенка есть определенный набор навыков, по которым можно оценить его способности к развитию, обучению и адаптации в обществе. Именно в этом возрасте можно выявить первые признаки ЗПР и купировать их дальнейшие проявления.

Возраст 3 года

В 3 года у малышей развиваются базовые навыки, появляются более глубокие знания об окружающем мире, становится более богатым словарный запас. Поводом обращения к специалисту могут послужить следующие виды нарушений:

  • нежелание контактировать с другими детьми;
  • бедность эмоциональных проявлений;
  • отсутствие любопытства к окружающему миру;
  • неумение терпеть, ждать и пр.

Возраст 4-5 лет

В этом возрасте выявить причины и диагностировать ЗПР проще всего. В 4-5 лет ребенок начинает общение со сверстниками, интересуется правописанием, буквами, цифрами. Этот возраст считается критичным для начала лечения задержек развития.

Как понять, что у ребенка есть это заболевание?

Как было сказано выше, в каждом возрасте могут быть определены характерные признаки того, что у ребенка есть отклонения в психическом развитии. Важно обратить внимание на поведение и адаптацию малыша в семье и в условиях внешней среды. Если у ребенка есть нехарактерные для его возраста нарушения в поведении или восприятии окружающего мира, то рекомендуется незамедлительно обратиться к специалисту. Обратите внимание на такие особенности ребенка, как:

  • проблемы с речью (невозможность построить фразу или предложение, ответить на вопрос, выразить эмоции);
  • проблемы с определением цвета, формы, величины окружающих предметов;
  • скудная фантазия;
  • отчужденность, нежелание идти на контакт;
  • сложность в определении собственного плохого или примерного поведения (отсутствие желания признавать, что совершен непозволительный поступок);
  • неумение сложить вещи, самостоятельно одеться или раздеться.

Любые нехарактерные для определенного возраста признаки отсталости в развитии могут указывать на наличие ЗПР, однако этот диагноз не всегда подтверждается. Обратитесь своевременно к специалисту, чтобы исключить риск возможных осложнений, вызванных расстройством.

Отличие ЗПР от умственной отсталости (УО)

УО и ЗПР – различные состояния. Определить точный диагноз ребенка можно в возрасте от 5 лет при помощи детского теста по Векслеру. Если малыш набирает менее 69 баллов по оценочной шкале, то ему может быть поставлен диагноз умственной отсталости.

Отличия УО от задержки в психическом развитии можно выявить по следующим критериям:

  • у ребенка с умственной отсталостью отсутствует познавательный интерес;
  • малыш плохо усваивает материал после перерыва в занятиях;
  • разница в интеллектуальном и биологическом развитии со сверстниками более двух лет;
  • у ребенка с умственной отсталостью не сформировано абстрактное мышление;
  • плохо развита избирательность деятельности.

Точный диагноз сможет поставить только специалист на основе проведенных обследований ребенка. В ряде случаев достаточно поработать с психологом, создать правильные условия дома, чтобы малыш стал развиваться в соответствии с его возрастом.

Как мы можем помочь

Диагностика ЗПР в нашем центре проводится комплексно. С ребенком работает невролог, детский психолог, логопед. Также мы проводим беседу с родителями малыша и определяем, в каких условиях он растет и воспитывается, принимаем во внимание данные анамнеза. Большую диагностическую ценность имеет любая информация, предоставленная родителями и о ребенке (история беременности и родов, стрессовые и конфликтные ситуации, травмы головного мозга и пр.). Наши врачи умеют выстроить доверительные отношения между специалистом и семьей таким образом, чтобы получить полную картину состояния ребенка.

В центре «Импульс» созданы все необходимые условия для комплексной диагностики и коррекции задержки в психическом развитии. Мы можем гарантировать успех лечения только в том случае, если коррекционная работа будет проводиться совместно с родителями. Помимо определенной терапии, комплекса лечебных мероприятий, ребенку потребуются комфортные домашние условия, отсутствие стресса и постоянное внимание родных.

Нейро-реабилитационный центр «Импульс» – это:

  • комплексный педагогический и медицинский подход к решению проблемы задержки психического развития;
  • современное медицинское оборудование для коррекции и диагностики неврологических нарушений;
  • индивидуальная программа коррекции задержки в психическом развитии после комплексного обследования ребенка.

Позвоните нам или закажите обратный звонок, чтобы записаться на прием и получить консультацию наших специалистов.

Специалисты нашего центра
  • 35
    Специалистов работают
    в нашем центре
  • Используют самые эффективные
    методики и практики

Видео

  • О новом проекте "НЕЙРОШКОЛА"
  • Результаты обучения в "Нейрошколе" и как развивать мозг

отзывы родителей

  • Kuli0505@mail.ru

    Прилетали в Импульс в июне 2022г. Были с дочерью первый раз. Очень понравилась клиника,специалисты отличные, находят подход к ребенку, и самое важное что ребенок бежит ...

    Подробнее
  • Путь Гордея от непонимающего обращённую речь до умеющего выполнять просьбы и задания

    Наш замечательный Гордей приезжает в центр Импульс регулярно на интенсивные курсы абилитации! Первый раз он приехал с низким уровнем понимания обращенной речи, большой тревожностью, которая ...

    Подробнее
  • Совместить море и интенсив — верное решение!

    Импульс, это тебе! Я оставила видео отзыв, но обещала еще написать пост, чтобы ищущие нашли путь Мы не прогадали, и совместили отпуск, море, пляж, Сочи ...

    Подробнее
  • «Как мы Лилит из «скорлупы» достали»

    "В Сочи планировала реабилитацию только Русу, посещали мысли конечно и про Лилит, но вот прям уверена была что ей рановато что ли Она очень ...

    Подробнее
  • За два года из неговорящего ребёнка в активного собеседника

    "В Импульс мы приехали первый раз два года назад по совету знакомой мамы особого ребёнка. Яне было 4,5 года, она почти не говорила, в активе ...

    Подробнее
  • Через арт-терапию к уверенности в себе

    Доброе утро, Наши Родные! Уж очень нравятся Маюше занятия арт-терапией в "Импульсе"@impulssochi И рисуют на песочке, и поделки делают, и лепят (правда с этим пока ...

    Подробнее
  • В 1 класс по расписанию и в обычную школу. Событие, которое казалось невозможным

    "Я шла к этому дню 8 лет! Но сначала я даже не могла представить что такое возможно… Не было такого видения и никакой надежды на ...

    Подробнее
  • Индивидуальный подход к каждому ребенку

  • Современное диагностическое оборудование

  • Соблюдаем
    конфиденциальность

  • В нашем центре работают специалисты со всей России

    Помогите нам стать лучше!