Сочи, Курортный пр., 108/6
Адлер, ул. Кирова, 121
Мед. лицензия
Л041-01126-23/00322146
с 8:00 до 20:00, ежедневно
Свяжитесь с нами
Свяжитесь с нами

Интернет-зависимость у подростков

Прежде, чем начать сетовать о том, что молодёжи ничего, кроме гаджетов, не интересно, давайте познакомимся с любопытной статистикой: недавно радиостанция «Комсомольская правда» проводила опрос «Сколько времени в день вы проводите в интернете?». И 29% людей ответили, что находятся во Всемирной паутине не меньше восьми часов ежедневно. Каждый третий!

Да, скорее всего, это были взрослые респонденты, но такая статистика показывает – у подростков есть, на кого равняться. Дело не в компьютеризированном «поколении Z», а в том, как изменилась наша жизнь в целом. Очень многие из нас в какой-то мере зависимы от интернета, и подростки – отражение своего времени.

Сколько времени нормально проводить в интернете?

Данные из разных источников сильно отличаются. Предлагаем остановиться на исследовании МГУ, где говорится следующее: для детей от 5 до 6 лет рекомендуется пользоваться интернетом не более часа в день, школьникам 7-11 лет – 1-3 часа в день, младшим подросткам (12−13 лет) – 3-5 часов.

Авторы исследования считают, что это «золотая середина»: дети с данной онлайн-активностью показывают «более высокие показатели развития некоторых когнитивных функций». Дети, которые больше времени проводят в интернете, отличаются заниженными нейропсихологическими показателями, в частности, у них ухудшается навыки серийной организации движений и действий, слухоречевой памяти, способность составлять рассказы.

Интересно, что ученые не смогли предложить оптимальное время в интернете для старших подростков (14−16 лет). Подростки с очень высокой и с низкой онлайн-активностью демонстрировали одинаково хорошие результаты в проверке когнитивных функций, зато худшие результаты выдали те, чье время пребывания в сети соответствует средним значениям.

И что же, дети и подростки могут «залипать» в интернете, и всё это только на благо? Нет, интернет-зависимость никто не отменял.

Итак, что такое интернет-зависимость?

Интернет-зависимость – навязчивое стремление быть в сети. Официально этого диагноза не существует, однако если вы читаете данную статью, значит, это тревожащая вас тема, и вы замечаете, что «постоянный онлайн» способен влиять на жизнь человека.

Зависимость от интернета у подростков проявляется так:

  • Человеку жизненно важно быть в сети, временное отсутствие связи вызывает у него беспокойство или сильную тревогу.
  • Ему необходимо постоянно проверять обновления в соцсетях и мессенджерах. Если обновлений нет, то подросток всё равно открывает хоть какой-нибудь сайт или новость.
  • Телефон должен быть в зоне доступа, желательно, в руках. Даже в квартире.
  • Предложения отложить телефон вызывают агрессию. Оставшись без гаджета, подросток нервничает, срывается, постоянно возвращается к нему мыслями.
  • Чтобы лишний раз провести время за компьютером, человек жертвует сном, гигиеной и т.д.
  • Общение в сети преобладает: юноша или девушка редко проводят время с друзьями оффлайн.
  • Подростку очень тяжело фокусироваться на занятии, требующем внимания: чтение, обучение, даже просмотр фильма. Постоянно возникает желание «сбросить напряжение» и хоть глазочком заглянуть в соцсеть, причём часто он этого даже не осознаёт.

Кстати, чтобы испытывать всё вышеперечисленное, необязательно быть подростком. Интернет-зависимость может настигнуть любого человека, который не контролирует время, проводимое онлайн. Но в силу своих интересов и сильной оглядки на других, подростки к этому более расположены.

И что в этом плохого?

Если не демонизировать интернет как явление, то к его угрозам для подростков можно отнести:

    1. Рассеянное внимание

Свыше 85% преподавателей отмечают, что современное поколение легко отвлекается. Внимание всё время рассеивается, человеку тяжело концентрироваться на чём-то одном, и значительная часть информации до него просто не доходит.

    2. Поверхностное мышление

Регулярно потребляя различные цифровые медиа, подросток начинает верить, что он во всём разбирается. Но в действительности услышанная/просмотренная без системы информация легко забывается, и в памяти остаётся очень мало деталей. Зато есть железное убеждение, что «я же на эту тему подкаст прослушал».


    3. Химическую зависимость

Дофамин (он же «гормон удовольствия») вырабатывается во время положительного, на взгляд человека, события – приятное общение, вкусная еда, спорт, интересные события, секс и другие приятные тактильные ощущения. Но и зависание в интернете тоже способно быстренько обеспечить мозг дофамином – смешные видео, лайки на наши фото и мемы от друзей также становятся «дешёвым дофамином», вознаграждая нас за пару минут ненапряжного внимания. В результате формируется натуральная химическая зависимость. Которую очень легко подкармливать – просто заглядывайте в телефон, получайте свой дофамин, и к чему тогда живые эмоции?


    4. Неумение общаться

Речь не про угрюмых бук, которым даже поздороваться сложно. Но про людей, которым переписки в интернете заменяют оффлайн-встречи. Которым остаться дома с видеоигрой или тем же мессенджером интереснее, чем погулять, поболтать вживую, сходить куда-нибудь. Понятно, что в подростковом возрасте немало комплексов, но в это время люди учатся взаимодействовать с другими и принимать себя, узнают свои сильные и слабые стороны, получают жизненный опыт. Если не сейчас, то когда?


    5. Снижение креативности

Скука – это основной стимул творчества. Когда человеку скучно, он начинает искать себе занятия, куда-то прикладывать своё внимание, о чём-то думать, фантазировать. А если все эти занятия заменяет сёрфинг в телефоне или бесконечные игры, то творческий потенциал неминуемо снижается.


    6. Физиологические изменения

Рассредоточенность внимания, малый объём памяти, неумение держать в голове большие тексты – всё это приводит к тому, что у гаджетозависимых людей становится меньше серого вещества в передней поясной коре, которая участвует в выполнении когнитивных задач и помогает контролировать эмоции. Подростки, которые засыпают с гаджетами в руках, имеют худшее качество сна из-за изменения циркадных ритмов (на что влияет излучение от экрана), они также не замечают, как засиживаются в интернете допоздна и в итоге недосыпают или страдают бессонницей. Малое число морганий и движений зрачка (ведь в телефоне мы почти всегда смотрим строго вперёд) нарушает увлажнение и нормальную работу глаза. И это мы ещё про осанку не говорили!


Как помочь подростку побороть зависимость от интернета?

Отобрать гаджеты – не вариант, в этом случае со стороны подростка будет закономерный скандал, агрессия, недоверие к родителям. А заодно и проблемы с общением – вы можете запретить интернет своему ребёнку, но все его друзья продолжат им пользоваться. Виртуальная изоляция лишит подростка коммуникаций, общих тем с приятелями, выставит его «не таким», что в этом возрасте очень страшно.


Важно понять – ребёнок уже родился с гаджетами в руках, его мир отличается от того, какими «мы были в этом возрасте», и взаимодействовать нужно по-другому:

  • Не запрещайте! Радикальные меры только испортят взаимоотношения и усугубят конфликт интересов.
  • Ищите альтернативы вместе. Очень часто за навязчивым сёрфингом в интернете стоит банальная скука. А что ещё делать дома, в транспорте или в школе на переменах? Вне дома скуку могут снять книги, музыка в наушниках, головоломки, которые можно вертеть в руках, да хоть кроссворды. Подойдут и логические игры, игры со словами – в них можно играть одному (мысленно) или с друзьями. Дома решением могут быть настольные игры, творчество или другие оффлайн-хобби, которые заинтересуют подростка реальным миром. Кстати, хорошие книги и музыка и тут смогут помочь.
  • Удовлетворите запрос ребенка на самореализацию. В этом возрасте люди ищут себя, что им нравится и что получается. Дайте подростку попробовать разное – играть на барабанах, ходить на фехтование, посещать курсы мэйк-апа и т.д. Если время, проводимое в интернете, было связано с увлечениями (например, мальчик помногу смотрел автомобильных блогеров, так как любит «крутые тачки»), можно предложить ему пойти на картинг или найти какое-то иное хобби, связаное с автомобилями.
  • Предложите подростку самостоятельно редактировать время, проводимое в сети. Если это игры, то можно установить таймер, например, на час, а после перерыва ещё на час. Если проблема в затяжном просмотре видео или соцсетей, время просмотра можно сделать ещё короче, а отдых между ними – дольше.
  • Не критикуйте игры, соцсети, онлайн-общение. Когда родитель вечно делает замечания ребёнку за его интересы, теряется сопричастность.
  • Инициируйте встречи с друзьями. В интернете у «поколения Z» много общения, и если сыну или дочке хочется его развивать, то можно приглашать друзей домой или поискать им общие оффлайн-увлечения.

Но бывают случаи, когда интернет-зависимость – это лишь проявление внутренних психологических проблем человека. Например, у подростка нет друзей, он испытывает сильные комплексы, считает себя недостойным общения, находится в состоянии депрессии, не имеет в жизни интересов. Конечно, тут нужна помощь специалистов.


Психолог поможет подростку скорректировать взаимоотношения с окружающим миром, родными людьми, сверстниками и взрослыми.

Подробности и запись к психологу в Сочи: https://impuls-sochi.ru/psiholog





Специалисты нашего центра
  • 43
    Специалиста работают
    в нашем центре
  • Используют самые эффективные
    методики и практики

Видео

       
  • О новом проекте "НЕЙРОШКОЛА"
  • Результаты обучения в "Нейрошколе" и как развивать мозг

отзывы родителей

  • Kuli0505@mail.ru

    Прилетали в Импульс в июне 2022г. Были с дочерью первый раз. Очень понравилась клиника,специалисты отличные, находят подход к ребенку, и самое важное что ребенок бежит ...

    Подробнее
  • Путь Гордея от непонимающего обращённую речь до умеющего выполнять просьбы и задания

    Наш замечательный Гордей приезжает в центр Импульс регулярно на интенсивные курсы абилитации! Первый раз он приехал с низким уровнем понимания обращенной речи, большой тревожностью, которая ...

    Подробнее
  • Совместить море и интенсив — верное решение!

    Импульс, это тебе! Я оставила видео отзыв, но обещала еще написать пост, чтобы ищущие нашли путь Мы не прогадали, и совместили отпуск, море, пляж, Сочи ...

    Подробнее
  • «Как мы Лилит из «скорлупы» достали»

    "В Сочи планировала реабилитацию только Русу, посещали мысли конечно и про Лилит, но вот прям уверена была что ей рановато что ли Она очень ...

    Подробнее
  • За два года из неговорящего ребёнка в активного собеседника

    "В Импульс мы приехали первый раз два года назад по совету знакомой мамы особого ребёнка. Яне было 4,5 года, она почти не говорила, в активе ...

    Подробнее
  • Через арт-терапию к уверенности в себе

    Доброе утро, Наши Родные! Уж очень нравятся Маюше занятия арт-терапией в "Импульсе"@impulssochi И рисуют на песочке, и поделки делают, и лепят (правда с этим пока ...

    Подробнее
  • В 1 класс по расписанию и в обычную школу. Событие, которое казалось невозможным

    "Я шла к этому дню 8 лет! Но сначала я даже не могла представить что такое возможно… Не было такого видения и никакой надежды на ...

    Подробнее
  • Индивидуальный подход к каждому ребенку

  • Современное диагностическое оборудование

  • Соблюдаем
    конфиденциальность

  • В нашем центре работают специалисты со всей России

    Помогите нам стать лучше!