Прежде, чем начать сетовать о том, что молодёжи ничего, кроме гаджетов, не интересно, давайте познакомимся с любопытной статистикой: недавно радиостанция «Комсомольская правда» проводила опрос «Сколько времени в день вы проводите в интернете?». И 29% людей ответили, что находятся во Всемирной паутине не меньше восьми часов ежедневно. Каждый третий!
Да, скорее всего, это были взрослые респонденты, но такая статистика показывает – у подростков есть, на кого равняться. Дело не в компьютеризированном «поколении Z», а в том, как изменилась наша жизнь в целом. Очень многие из нас в какой-то мере зависимы от интернета, и подростки – отражение своего времени.
Данные из разных источников сильно отличаются. Предлагаем остановиться на исследовании МГУ, где говорится следующее: для детей от 5 до 6 лет рекомендуется пользоваться интернетом не более часа в день, школьникам 7-11 лет – 1-3 часа в день, младшим подросткам (12−13 лет) – 3-5 часов.
Авторы исследования считают, что это «золотая середина»: дети с данной онлайн-активностью показывают «более высокие показатели развития некоторых когнитивных функций». Дети, которые больше времени проводят в интернете, отличаются заниженными нейропсихологическими показателями, в частности, у них ухудшается навыки серийной организации движений и действий, слухоречевой памяти, способность составлять рассказы.
Интересно, что ученые не смогли предложить оптимальное время в интернете для старших подростков (14−16 лет). Подростки с очень высокой и с низкой онлайн-активностью демонстрировали одинаково хорошие результаты в проверке когнитивных функций, зато худшие результаты выдали те, чье время пребывания в сети соответствует средним значениям.
И что же, дети и подростки могут «залипать» в интернете, и всё это только на благо? Нет, интернет-зависимость никто не отменял.
Интернет-зависимость – навязчивое стремление быть в сети. Официально этого диагноза не существует, однако если вы читаете данную статью, значит, это тревожащая вас тема, и вы замечаете, что «постоянный онлайн» способен влиять на жизнь человека.
Зависимость от интернета у подростков проявляется так:
Кстати, чтобы испытывать всё вышеперечисленное, необязательно быть подростком. Интернет-зависимость может настигнуть любого человека, который не контролирует время, проводимое онлайн. Но в силу своих интересов и сильной оглядки на других, подростки к этому более расположены.
Если не демонизировать интернет как явление, то к его угрозам для подростков можно отнести:
1. Рассеянное внимание
Свыше 85% преподавателей отмечают, что современное поколение легко отвлекается. Внимание всё время рассеивается, человеку тяжело концентрироваться на чём-то одном, и значительная часть информации до него просто не доходит.
2. Поверхностное мышление
Регулярно потребляя различные цифровые медиа, подросток начинает верить, что он во всём разбирается. Но в действительности услышанная/просмотренная без системы информация легко забывается, и в памяти остаётся очень мало деталей. Зато есть железное убеждение, что «я же на эту тему подкаст прослушал».
3. Химическую зависимость
Дофамин (он же «гормон удовольствия») вырабатывается во время положительного, на взгляд человека, события – приятное общение, вкусная еда, спорт, интересные события, секс и другие приятные тактильные ощущения. Но и зависание в интернете тоже способно быстренько обеспечить мозг дофамином – смешные видео, лайки на наши фото и мемы от друзей также становятся «дешёвым дофамином», вознаграждая нас за пару минут ненапряжного внимания. В результате формируется натуральная химическая зависимость. Которую очень легко подкармливать – просто заглядывайте в телефон, получайте свой дофамин, и к чему тогда живые эмоции?
4. Неумение общаться
Речь не про угрюмых бук, которым даже поздороваться сложно. Но про людей, которым переписки в интернете заменяют оффлайн-встречи. Которым остаться дома с видеоигрой или тем же мессенджером интереснее, чем погулять, поболтать вживую, сходить куда-нибудь. Понятно, что в подростковом возрасте немало комплексов, но в это время люди учатся взаимодействовать с другими и принимать себя, узнают свои сильные и слабые стороны, получают жизненный опыт. Если не сейчас, то когда?
5. Снижение креативности
Скука – это основной стимул творчества. Когда человеку скучно, он начинает искать себе занятия, куда-то прикладывать своё внимание, о чём-то думать, фантазировать. А если все эти занятия заменяет сёрфинг в телефоне или бесконечные игры, то творческий потенциал неминуемо снижается.
6. Физиологические изменения
Рассредоточенность внимания, малый объём памяти, неумение держать в голове большие тексты – всё это приводит к тому, что у гаджетозависимых людей становится меньше серого вещества в передней поясной коре, которая участвует в выполнении когнитивных задач и помогает контролировать эмоции. Подростки, которые засыпают с гаджетами в руках, имеют худшее качество сна из-за изменения циркадных ритмов (на что влияет излучение от экрана), они также не замечают, как засиживаются в интернете допоздна и в итоге недосыпают или страдают бессонницей. Малое число морганий и движений зрачка (ведь в телефоне мы почти всегда смотрим строго вперёд) нарушает увлажнение и нормальную работу глаза. И это мы ещё про осанку не говорили!
Отобрать гаджеты – не вариант, в этом случае со стороны подростка будет закономерный скандал, агрессия, недоверие к родителям. А заодно и проблемы с общением – вы можете запретить интернет своему ребёнку, но все его друзья продолжат им пользоваться. Виртуальная изоляция лишит подростка коммуникаций, общих тем с приятелями, выставит его «не таким», что в этом возрасте очень страшно.
Важно понять – ребёнок уже родился с гаджетами в руках, его мир отличается от того, какими «мы были в этом возрасте», и взаимодействовать нужно по-другому:
Но бывают случаи, когда интернет-зависимость – это лишь проявление внутренних психологических проблем человека. Например, у подростка нет друзей, он испытывает сильные комплексы, считает себя недостойным общения, находится в состоянии депрессии, не имеет в жизни интересов. Конечно, тут нужна помощь специалистов.
Психолог поможет подростку скорректировать взаимоотношения с окружающим миром, родными людьми, сверстниками и взрослыми.
Подробности и запись к психологу в Сочи: https://impuls-sochi.ru/psiholog
Индивидуальный подход к каждому ребенку
Современное диагностическое оборудование
Соблюдаем
конфиденциальность
В нашем центре работают специалисты со всей России