Социальная тревожность у подростков
Нормально ли, что ребёнок постоянно сидит в телефоне или за компьютером? А если он ещё при этом не хочет никуда ходить и вы вообще не уверены в существовании у него оффлайн-друзей? Причины, почему подросток избегает общения в реальном мире, могут быть разными, от обычной стеснительности до психических нарушений. Рассмотрим, что такое социальная тревожность и подростков и что с этим делать.
Социальная тревожность – это боязнь «опозориться» в разных социальных ситуациях, а также дискомфорт и страх, которые с этим связаны. В подростковом возрасте самооценка неустойчивая, и незначительные, на первый взгляд, события способны сильно повлиять на человека. Например, тинейджерам может казаться, что они «некрутые» и выглядят жалко на фоне более успешных сверстников, комплексовать по поводу внешнего вида, особенностей внешности или поведения – и всё это из-за когда-то сказанной фразы или даже взгляда, который подросток воспринял как уничижительный. В результате юноша или девушка начинает избегать общения с реальными людьми, чтобы им вновь не причинили боль.
Как сообщает Институт детского психологического здоровья (Children’s Mental Health Report), около 10% подростков имеют выраженное социальное тревожное расстройство, а исследование московских школьников, проведённое в 2014 году показало, что 28% подростков имеют проявления социальной тревожности. Почти каждый третий ребёнок! Конечно, не у всех детей тревожность приобретает заметные масштабы, тем не менее, это стоит иметь в виду.
При этом важно различать нормальную подростковую застенчивость и регулярную фоновую тревогу, которая оказывает негативное влияние на жизнь человека, становясь причиной разных ограничений.
Как проявляется социальная тревожность?
- Подросток считает себя «неправильным», «ущербным», «не таким, как нормальные люди», и эти мысли его расстраивают.
- У него нет близких друзей, личных созвонов или переписок. Ребёнка не зовут или он активно не желает ходить на массовые мероприятия типа Дней рождений, вечеринок, встреч класса.
- При общении подростку тяжело поддерживать зрительный контакт, ему не удаётся сосредоточиться, может меняться голос и общее поведение. От стеснения тревожные люди могут со всем сразу соглашаться, не в силах сказать «нет».
- С незнакомыми людьми ребёнок недружелюбен, старается их вообще не замечать – не здоровается с друзьями родителей, избегает контакта с продавцами на кассе. Взрослым он может казаться грубым.
- Из-за невозможности спросить дорогу у прохожих или обратиться к людям за какой-то другой помощью человек действительно попадает в неудобные для него ситуации. Например, опаздывает, не в силах найти нужный адрес или едет несколько остановок не в ту сторону, чтобы другие пассажиры не заподозрили, что он сел не в тот автобус.
- Перед публичными выступлениями подросток испытывает не просто волнение, а настоящий ужас, который может иметь и физические симптомы: головокружение, боль в животе, подъём температуры, обмороки.
- Мысли прилюдно опозориться навязчивы и сохраняются как после, так и до предстоящего события. Человек размышляет, какие ошибки может совершить или уже совершил, как будет выглядеть или как показал себя, что подумают другие люди, домысливает их реакцию.
- В тяжёлых случаях подросток начинает избегать социума, чтобы не попасть в придуманные им неловкие ситуации.
Не все эти симптомы легко разглядеть со стороны, ведь основная масса переживаний происходит в душе ребёнка. Однако некоторые звоночки всё-таки заметны.
Откуда это берётся?
Социальная тревожность у подростков появляется не на пустом месте. Как правило, речь идёт про высокочувствительных или просто застенчивых детей, которые во время пубертата становятся ещё более неуверенными в себе.
Чаще всего, ребёнок начинает тревожиться, пережив какой-то неудачный опыт и опасаясь его повторения. Также подобное состояние могут спровоцировать издевательства или злые шутки сверстников, насмешки со стороны взрослых, строгие наказания за ошибки.
Социальная тревожность порой сочетается с другими тревожными расстройствами, входит в состав разных синдромов, поэтому в тяжелых случаях важно проконсультироваться с детским психиатром. В частности, тревожность может сопровождать депрессию, посттравматическое стрессовое расстройство, генерализованное тревожное расстройство, пограничное расстройство личности и др.
Что делать родителям?
- Если вы замечаете, что у вашего ребёнка есть признаки социальной тревожности, и они мешают его полноценной жизни, то ответ только один – нужно обращаться к специалисту. Попытки самостоятельно разобраться с проблемой, с высокой долей вероятности, её только усугубят. Тревожному подростку страшно показаться нелепым, он боится порицания или насмешек, а потому вряд ли он захочет обсудить свои трудности с родителями, да и редкий родитель сможет проявить себя настолько опытным и тактичным психологом. А без психологии тут не обойтись.
- Для обращения к психологу нелишним будет собрать анамнез – вспомнить, когда появились признаки социальной тревожности и постараться определить, что их могло спровоцировать. Понятно, что вы не видите всей жизни ребёнка, тем более, его отношения с другими людьми, но задуматься можно.
- Нельзя толкать подростка «на амбразуру» и заставлять его перебороть свой страх, этим вы ухудшите его состояние. Лучше расскажите ребёнку о том, что вам тоже бывает страшно или неудобно, но всё всегда заканчивается хорошо. Если сын или дочка готовы об этом общаться, то можно обсудить, что в 99% случаев окружающим людям совсем не хочется как-то смеяться над тем, кто замешкался или ошибся, и они не думают про него ничего странного. Они вообще про него не думают, все плохие мысли существуют только у нас в голове.
- Пожалуй, лучший способ если не избавиться от социальной тревожности, то хотя бы улучшить жизнь ребёнка – расширять круг его общения. Каждая коммуникация – это своего рода тренировка навыков, поэтому если есть возможность чаще встречаться с имеющимися друзьями, приглашать их домой, найти себе хобби и проводить время с компанией по интересам, то снимет часть напряжения у подростка и позволит ему понять, что с ним всё нормально.
- Как обстоит дело с внешними контактами в вашей семье?
- Как часто вы бываете в общественных местах?
- Как часто к вам в гости приходят люди?
- Как вы проводите все вместе время?
- Насколько ваша семья открыта или закрыта внешним контактам?
- Позволяете ли вы приходить в гости к вашему ребенку его друзьям?
Что делать родителям, если вы заметили проявления страха общения у своего ребенка:1. Определите сами для себя, всегда ли так было. Может оказаться, что ваш ребенок всегда с самого раннего детства был застечивым и очень скромным, не предпочитающим роль «первой скрипки». Далеко не каждому человеку может доставлять удовольствие быть у всех на виду. Надо разобраться: такие особенности поведения больше беспокоят вас, родителей, или причиняют дискомфорт именно вашему ребенку. 2. Важен доверительный, искренний разговор с подростком на тему возможных произошедших важных и значимых для него событий в его внутреннем мире, компании его друзей, отношениях в классе, в общении с приятелями по интернет-переписке. Если такие события были, то поинтересуйтесь, как он это переживает, что ему помогает в проживании непростых ситуаций. Можно поделиться собственными воспоминаниями о похожих тревожных событиях. Нашим детям, как и нам самим, чрезвычайно важно понимание и принятие переживаний. 3. Если ребенок или подросток открыто говорит о том, что его беспокоят особенности своего поведения и ощущений на публике, можно предложить разнообразные варианты решения вопроса. Это и специальные программы уверенного поведения для подростов, индивидуальная работа с подростковым психологом, курсы актерского и ораторского мастерства для подростков, поиск интересного альтернативного занятия в хорошем коллективе в свободное время. Смело могу рекомендовать своих Петербургских коллег из дружественной компании «Большая Перемена». Они регулярно организуют групповые занятия для подростков, в рамках которых повышаются коммуникативные компетенции ребят, формируются навыки и умения уверенного поведения, ребята овладевают приемами ораторского мастерства и самопрезентации. Задача родителей — донести по своего ребенка следующую мысль: с социофобией можно что-то делать лишь при условии готовности преодолевать собственные страхи. 4. Понаблюдайте за собой и авторитетными для вашего ребенка людьми. Может быть, необходимо что-то поменять в этой сфере.5 Одной из основных трудностей подростка, испытывающего тревогу при вступлении в контакт с другими людьми, является боязнь доверительных отношений. Как говорят сами ребята: вдруг человек меня обманет, посмеется надо мной, не поймет меня. Обратите внимание на то, как именно у вас, родителей, обстоят дела с принятием собственного ребенка. Ведь именно мы, авторитетные взрослые, формируем в наших детях базовое умение доверять себе и окружающим. Проблемы социальной тревожности и «нездоровые» отношения лечатся именно отношениями. Это может быть либо исцеляющая среда в вашем окружении, либо отношения, искусственно созданные психологом при индивидуальном общении или в специальной группе. |
-
41Специалист работают
в нашем центре -
Используют самые эффективные
методики и практики
Видео
отзывы родителей
-
Индивидуальный подход к каждому ребенку
-
Современное диагностическое оборудование
-
Соблюдаем
конфиденциальность -
В нашем центре работают специалисты со всей России