Экспертное мнение об адаптивной физической культуре
Кирпичников Алексей
Кирпичников Алексей
Руководитель отделения Брифабилити, нейропсихолог, специалист по нейромоторной готовности к школе
Записаться на прием Задать вопросКинезитерапия включает в себя упражнения для развития и укрепления физических навыков, растяжки, сенсорного восприятия. В процессе этого этого налаживается психолого-педагогический процесс между педагогом и ребенком. Многие под кинезитерапией понимают только физические методики, но на практике это не так.
Например, в ЛФК для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата преобладают в первую очередь физические занятия. Но немаловажным является индивидуальный подход к ребенку. Я стараюсь погружаться в каждое занятие так, словно смотрю на мир их глазами. Чем лучше понимаешь все ощущения, тем проще и результативнее работать. Прежде чем начать работу с детьми, я испробовала все упражнения на себе.
В ЛФК работаю по методике К.А.Семеновой. В этой методике учитываются все основные механизмы патологии двигательного анализатора, особенно уделяется внимание гашению тонических рефлексов. Большое внимание уделяю стимуляции психической, речевой, зрительной и слуховой функций для развития мозга. Я считаю эту методику щадящей, но результативной.
Также очень важна работа с родителями. Всегда стараюсь четко и пошагово донести все цели и действия для максимального понимания и доверия. Это крайне важно для выполнения моих рекомендаций дома. Обратная связь имеет большое значение в работе педагога.
Еще один важный пункт моей работы – взаимодействие с ребенком, чаще в игровой деятельности. Эффективность зависит прежде всего от настроя ребенка, поэтому необходимо задействовать фантазию. Стараешься найти тот самый ключик, который располагает маленького пациента. Обычно это сказки, стихотворения, игрушки. Для активных упражнений есть целые игры. Но в моей практике были и такие случаи, когда приходилось работу выполнять молча.
Сенсорная интеграция тесно переплетается с кинезитерапией, только иногда различаются задачи. Для того чтобы помочь ребенку, нужно правильно определить проблему, с чем работать. На занятиях сенсорной интеграции важно правильно распределить задания. Ребенок может любить яркие краски, но не выносить громких звуков и наоборот. На 1-3 занятии начинаешь понимать что изменить в методике для ребенка, что оставить, что усложнить или какой элемент ввести.
Эта методика уникальна тем, что подходит для занятий с детьми с тяжелейшими множественными особенностями. Сенсорная интеграция зарождается еще в утробе матери и делится на следующие виды: проприоцептивная (восприятие позы тела и движения), тактильная (кожная чувствительность), вестибулярная (система поддержания равновесия). Позднее формируются зрительная, слуховая, осязательная и обонятельная системы. Не смотря на то, что системы формируются не одновременно, они тесно переплетены: и воспринимающие ощущения от собственного тела, и воспринимающие воздействие от внешнего мира на тело всегда работают одновременно.
Если внутриутробно или при родах ребенок получает травму (повреждение ствола мозга, мозжечка, нервной системы) , то развивается дисфункция обработки сенсорной информации. Дисфункция — это сигналы , поступающие от разных органов чувств , которые не дают ответный сигнал, не организуют поведенческую реакцию. Одни дети перевозбуждаются от сенсорных стимулов, а другие постоянно находятся в их поиске или избегают их.
На занятиях с детьми я и для себя открываю свои сенсорные недоработки. Развиваю сенсорные ощущения и мозг. Раньше я всегда вытирала руки ребенка, если он испачкался в грязи или в еде. Теперь понимаю, что он таким образом развивает сенсорные функции, и нужно ему в этом помогать.