Экспертное мнение об адаптивной физической культуре
Кирпичников Алексей

Кирпичников Алексей
Руководитель отделения Брифабилити, нейропсихолог, специалист по нейромоторной готовности к школе
Записаться на прием Задать вопросМоя профессия начинается с объективного наблюдения и теоретических основ. Что мы знаем о принципах, законах и особенностях развития ребенка? Конечно,это основы анатомии, физиологии, понимание процесса общего и индивидуального развития всех систем человеческого организма.
Физическая составляющая играет наиболее важную роль, поскольку является первичным звеном в формировании здорового организма — это его фундамент/основа. Заложенный в «физике» потенциал будет способствовать максимальному раскрытию его ресурсов не только в двигательной/моторной сферах, но и в развитии высших психических функций. Поскольку человеческий организм — это динамическая система, то, оказывая влияние на ту или иную его сферу, результаты будут отражаться на остальных (при понимании законов их взаимодействия). То есть мы можем воздействовать на психику через тело и наоборот для получения необходимого нам результата. Поэтому моё направление работы можно считать «психосоматическим» и телесно-ориентированным.
В случае с коррекционными мероприятиями для детей я использую методы кинезитерапии («правильного движения»), лечебной физкультуры/гимнастики/йоги, некоторые упражнения и методы нетрадиционных телесно-ориентированных практик (цигун,тай-чи,айкидо), массажа и др в сочетании с нейрокоррекцией, мозжечковой стимуляцией и силовым тренингом.
Российские нейропсихологи, исследуя проблемы раннего развития в популяции, отмечают дефицит «стволовых процессов». Это означает, что современные дети «забывают» своё тело, не успев с ним познакомиться, не насытив свой организм «натуральными» ощущениями. Мы мало ходим босиком, реже бываем на природе, много времени проводим в урбанистической среде (за компьютером/дома), ведем малоподвижный образ жизни и тд. Уже давно известны эффекты такого образа жизни. Поэтому, используя сочетание вышеописанных методов, мы можем правильно и гармонично восполнить необходимый нам опыт.
В каждом индивидуальном случае программа бывает разной. Базовые упражнения (например, укрепление мышечного каркаса, растяжки) похожи, отличается степень нагрузки, количество повторов, степень активности. Часто одной из основных задач в моей практике является формирование соматогнозиса (схемы тела) — «понимания своего тела». Это похоже на знакомство со своим телом, его ресурсами/возможностями.
Привлекая ребенка к различным видам двигательной активности, адекватно нагружая его опорно-двигательный аппарат, укрепляя мышцы, связки мы начинаем формировать «культуру движения» и активный способ непосредственного взаимодействия с внешним миром. Это представляет собой не просто возможность прыгать/бегать/лазить и скакать. Это необходимый филогенетически (эволюционно) «древний» способ взаимодействия.
Все подкорковые структуры отвечают за стабильное функционирование организма человека. Поэтому их стимуляция и необходимый тонус положительно сказываются на нашем общем самочувствии, аппетите, сне, иммунитете и тд.,а также позитивно влияют на процессы мышления,памяти,внимания, обучения в целом. Например,мозжечковая стимуляция. Это один из методов коррекции дефицита внимания,памяти, некоторых речевых задержек. По факту физиологически мозжечок выполняет следующие функции:
- Регуляция позы и мышечного тонуса;
- Коррекция медленных целенаправленных движений и их координация с рефлексами поддержания позы;
- Правильное выполнение быстрых целенаправленных движений по командам коры больших полушарий в структуре общей программы движений;
- Участие в регуляции вегетативных функций.
Однако, по результатам продолжительных исследований американских ученых, было доказано, что определенная программа стимуляции данного отдела головного мозга (в форме специальных упражнений на балансировочных снарядах с использованием последовательных заданий) способна улучшить синхронизацию и взаимодействие полушарий мозга, и, как следствие, взаимодействие вестибулярной, зрительной, тактильной и кинестетической систем. В результате повышается эффективность работы мозга и проблемы, связанные с процессом анализа и обучения, быстрее поддаются коррекции.
Многое можно сказать о человеке, исследуя его тело: походку, осанку ,манеру движений, тонус при выполнении определённых упражнений. Часто на комплексной диагностике я отмечаю у детей уже сформированные двигательные стереотипы, выраженный гипер/гипо-тонус отдельных групп мышц (или системы в целом) искривление позвоночника, искажение «границ тела», нарушение чувствительности, скованность движений, нарушение координации, неспособность выполнения простейших двигательных проб и заданий.
Такие симптомы не всегда учитываются родителями, сводятся к «возрастным» особенностям (это ребёнок, он ещё маленький и тд). Однако позже они могут трансформироваться в патологические стереотипы и влиять системно на общее состояние организма. Поэтому я советую всем родителям, которые хотят, чтобы их дети росли здоровыми и крепкими, обратить особое внимание на физическое развитие ребенка, проходить плановую консультацию и получать наши рекомендации.