Альтернативная коммуникация
Расстройства аутического спектра (РАС) отличаются некоторыми нарушениями коммуникации, вербальных способностей. Будучи интеллектуально одаренными, такие дети нередко с трудом осваивают речь и испытывают трудности в общении. В связи с этим необходимо индивидуализировать форму коммуникации с детьми с РАС – то есть адаптировать к их уровню абстрагирования. И помогает в этом альтернативная коммуникация.
Ошибочно полагать, что такой формат тормозит развитие малыша. Якобы из-за альтернативной коммуникации у него пропадает потребность пользоваться речью. Это не так. Методы альтернативной коммуникации позволяют не только настроить общение с ребенком, но и развить речевую активность. Такой метод работы с детьми с РАС эффективен.
Способы альтернативной коммуникации
Существует много вариантов такого нестандартного формата общения. Среди них:
- PECS. Эффективный способ для невербальных детей. Система дает возможность ребенку с проблемами речь общаться посредством карточек PECS. Итоговая цель занятий – малыш умеет показывать желание взять предмет или сделать что-нибудь, применяя картинки с изображениями.
- Глобальное чтение. Это средство коммуникации помогает развивать импрессивную речь ребенка до того, как он овладеет произношением. Помимо этого, глобальное чтение направлено на формирование зрительного внимания. Еще оно позволяет определить то, насколько ребенок понимает обращенную к нему речь, помогает справиться с отрицательным отношением к упражнениям и стать увереннее.
- Мануальные знаки. Такая альтернативная коммуникация основана на жестах, каждый из которых что-то выражает или сопровождает речь.
- Графические символы. Блисс-символика — международная языковая система, в которую входит множество символов. Она способна стать заменой естественного или искусственного письменного языка. Каждый символ что-то обозначает, и при соединении нескольких удается выразить мысль.
К остальным методами альтернативной коммуникации относятся предметные символы, вспомогательные устройства. В любом случае необходимо научить детей пользоваться такими средствами и понимать их, поэтому профессиональная помощь обязательна.
Почему у нас?
Специалисты нашего центра идут в ногу с проверенными и работающими методиками коммуникации с детьми, имеющими РАС. Занимаемся индивидуально с каждым ребенком, разрабатываем программу под его возможности и потребности. Интересуют такие занятия? Позвоните нашему администратору и проконсультируйтесь.