Что делать, если ребенок очень увлечен одним интересом
Сильный интерес ребенка с аутизмом можно направить на развитие полезных навыков. Чаще всего у детей встречается увлечение цифрами и буквами. Как его использовать?
Сначала важно понять, что увлечения сына или дочери служат источником счастья и гордости, помогают справляться со стрессом и трудными ситуациями. Уважайте потребность посвящать какое-то время в течение дня буквам и цифрам, но помогайте участвовать в других занятиях и делах.
- Расширяйте словарный запас. Напишите названия предметов в доме на стикерах и прикрепите их к соответствующим предметам. Например, «стул», «стол» и «книга». Распечатайте слова описания. Например, «большой» и «маленький». И слова, указывающие на местоположение, например, «внутри», «на», «под». Прикрепляйте наклейки к предметам и читайте ребенку. Когда он начнет понимать их смысл, попросите прикрепить наклейку туда, куда она подходит.
- Аналогично можно просить крепить цифры к группам предметов в соответствии с их количеством: 3 шарика, 2 машинки, 4 конфеты. Это поможет ребенку понять значение цифр или букв.
- Поощряйте социальное взаимодействие с другими людьми. Например, напишите слова, обозначающие действия, на карточках. Пусть ребенок вытянет одну наугад. Помогите ему прочесть написанное («прыгать», «петь» и так далее). А после вместе сделайте то, что велит вам слово на карточке.
- Переходите от любимого занятия к другим задачам. Составьте визуальное расписание для иллюстрации повседневных дел таким образом, чтобы в нем была комбинация картинок, слов и/или цифр.
- Приучая ребенка к туалету, украсьте ванную комнату буквами и цифрами. Тогда ребенку будет приятно находиться там.
- Для мотивации к физической активности, считайте с ребенком, сколько раз он прыгнул на батуте или мимо скольких домов вы прошли на прогулке. Если предпочтение отдается написанным цифрам, сделайте набор ярких карточек.
Особые интересы детей делают их счастливыми, поддерживают уверенность в себе и самооценку. Нужно только помочь научиться сохранять баланс между интенсивными интересами и другими занятиями.
Расписание обязательно должно включать время, посвященное особому интересу ребенка. Так он поймет, что уделять время особому интересу — нормально, но важно заниматься и другими делами.
Используйте карточки «сначала/потом». — Ребенку проще выполнить не очень приятную задачу, если он знает, что после сможет насладиться любимым занятием. К расписанию «сначала/потом» подключите часы или визуальный таймер, который будет определять время на каждое занятие. Затем можно перейти к карточкам: «Сначала мыться. Потом рисовать цифры».